главная | галерея | тюнинг | ПДД | гостевая |


Закись азота (N2O).

Она же нитрос, NOS, нитроксид.

   Закись азота техническую получают путем очистки сжиженной медицинской закиси азота,
выпускаемой по ФС 42–2926–99. Назначение. Закись азота применяется для технических целей. Свойства. Закись азота — бесцветный газ, тяжелее воздуха, растворима в воде (1:2).

Опасность для человека.

Негорюча, но поддерживает горение. Баллоны с жидкой закисью азота способны взрываться при их нагреве и от детонации. Не представляет опасности для человека на открытом воздухе, однако постоянное воздействие на организм человека, вызывает некислые глюки.


    Общие свойства и применение

Медицинская закись азота (азота гемиоксид, код ТН ВЭД2811293000) Химическая формула — N2O. Закись азота является бесцветным газом, который в полтора раза тяжелее воздуха (относительная плотность 1,527).
   Наиболее широкое применение закись азота находит в медицине (примерно 90%), где в основном используется как средство ингаляционного наркоза. Значительная доля в мировом потреблении закиси азота принадлежит пищевой промышленности (5–8%). Благодаря своим свойствам (невоспламеняющийся газ без цвета и запаха, пепятствующий росту бактерий) закись азота используется как пропеллент при производстве продукции в аэрозольных упаковках — растворенный в жидкости (например, в сливках) газ при выходе из баллончика расширяется и превращает ее в пену.
   Существуют и более специфические области применения закиси азота. Так, закись азота успешно используется для впрыскивания в двигатели гоночных автомобилей для увеличения их мощности, при подготовке аквалангистов к погружениям на значительную глубину, в атомноабсорбционной спектрофотометрии, в криохирургии, в некоторых других областях. В медицине широко используется как средство ингаляционного наркоза. Данный газ не взрывоопасен и не воспламеняется, стабилен. Он не раздражает слизистые оболочки, не метаболизируется и распределяется в организме балгодаря растворению в крови. Закись азота не связывается с гемоглобином и другими тканями организма и в неизмененном виде выводится из организма — в основном через легкие — через 2–5 мин. после введения. Закись азота является одним из самых безопасных средств для наркоза, и её отрицательные воздействия на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, печень и почки незначительны.


    Нитрос - это криогенный газ, содержащий молекулы азота и кислорода.

Содержит 36% кислорода по весу, не возгораем сам по себе. Хранится как сжатая жидкость и существует в двух вариантах: медицинская и техническая.
Медицинская закись более доступна для населения, к тому же более чистая. Техническая закись отличается от медицинской тем, что содержит небольшое количество диоксида серы, добавляемое для предотвращения использования нариками, и стоит дороже.


    Как работает NOS

   Для авто-мото применения нитрос и топливо впрыскивается во впускной коллектор двигателя, в результате чего происходит:
   ° увеличение плотности горючей смеси благодаря снижению температуры входящего воздуха;
   ° увеличение содержания кислорода горючей смеси (воздух содержит только 22% кислорода по весу);
   ° увеличение скорости, с которой происходит сгорание в цилиндрах двигателя.
Система активизируется отдельным тумблером или шаровым краником, по вашему желанию. Собственно впрыск закиси происходит только при полном дросселе. Стандартного баллона хватает приблизительно на 200 секунд непрерывной работы.

   Работа системы сравнима с турбонаддувом: сначала небольшая задержка (около секунды), затем — подхват. Начало использования закиси азота (N20), как способа повышения результативности двигателей внутреннего сгорания, относится к временам второй Мировой Войны. Эти системы использовали в авиации, чтобы дать самолетам преимущества в скорости и высотных характеристиках.
   Однако, с пришествием реактивной тяги на завершающей стадии войны, интерес правительства в поршневых самолетах уменьшился. Именно поэтому, дальнейшие разработки, финансируемые государством, были отложены. В дальнейшем, если и возникали небольшие прорывы в изучении этого вопроса, в основном они касались использования закиси азота в гоночных автомобилях. Осложнялось это тем фактом, что закись азота в то время приравнивалась к боевым отравляющим веществам. Кроме того, с проблемы не был снят гриф государственной секретности, и не слишком много людей вообще знали о существовании этой технологии.


    Для начинающих.

   Что нужно для увеличения мощности двигателя. Главный способ – увеличить подачу воздуха, тем самым сжечь как можно больше топлива. Существует несколько способов для осуществления этой задачи, самый распространенный и известный – использование турбин и механических нагнетателей. Но мы говорим о азоте – впрыск азота тоже способ (и неплохой) сжечь как можно больше смеси. Впрыск азота решает эту задачу двумя способами. Первый способ имеет меньший эффект в применении и состоит в следующем: азот находится в баллоне под давлением примерно в 1000 Psi в жидком состоянии; при активизации системы азот переходит в газообразное состояние, что способствует понижению температуры воздуха. Тот из вас, кто помнит немного физику, знает, что понижение температуры воздуха повышает его плотность. Типичная система впрыска азота способна понизить температуру поступающего воздуха, примерно, до 60 – 80 градусов F. Второй способ имеет большую эффективность : окись азота – двухкомпонентна, при нагревании до 572 F нитрооксид расподается на азот и кислород, именно кислород, содержание которого в нитрооксиде чуть ли не в три раза больше, чем в воздухе позволяет сжечь максимальное количество топлива. Впрыск азота имеет и третий, косвеный, способ увеличения мощности: в процессе впрыска повышается давление в цилиндрах двигателя, которое увеличивает эффективность горения смеси.


 "Мокрые" и "Сухие" системы

Имеются два основных типа систем впрыска азота. «Мокрая» система, принцип работы которой заключается в подаче топливно-азотистой смеси. «Сухая» система, принцип которой заключается непосредственно в подаче только азота во впускной коллектор. Очевидно, есть преимущества и недостатки обеих систем. Рассмотрим работу «сухой» системы на примере комплекта NOS 5176 и двигателя LT1. Система работает при давлении топлива в 80 psi. Увеличение давления и поддержка постоянной величины в магистрали происходит посредством работы топливного соленоида. При повышенном давлении топливо поступает непосредственно во впускной коллектор. Данная система повышает давление топлива выше нормы именно за счет работы соленоида. Этот тип системы имеет несколько главных преимуществ. Первое - для установки системы не требуется кардинального вмешательства в штатную топливную систему и установки дополнительной магистрали, что облегчает установку. Во вторых, поскольку давление азота в баллоне колеблется, количество поступающего топлива, будет изменяться в том же самом количестве (так как система использует давление азота, чтобы повысить количество сгораемого топлива). У этой системы есть несколько недостатков (напоминаю, система установлена на LT1). Первое: штатные форсунки могут не выдержать необходимого системе давления в 80 psi, установка комплекта инжекторов Bosch/Ford SVO может исправить этот недостаток. Во вторых, количество азота, впрыскиваемого в коллектор может меняться, в то время как количество топлива – постоянно. Из-за этого возможен впрыск несбалансированной топливно-воздушной смеси в некоторые цилиндры. "Мокрые" системы впрыска азота основаны на применении специальных инжекторных пластин, через которые происходит впрыск смеси топлива и азота. Пластины устанавливаются между карбюратором (дросселем) и впускным коллектором. Самое большое преимущество этих систем состоит в том, что смесь топлива и азота является постоянной, в отличии от «сухих» систем. Недостаток данной системы, напомню для двигателя LT1, заключается в следующем – во впускном коллекторе, из-за конструктивных особенностей, может образовываться топливная лужа, (после отключения системы лужа исчезнет), во-вторых, соленоид азота постоянно подвергается бензиновым испарениям, этот факт , со временем, ухудшит его работу. Наконец, если давление азота будет слишком большое, это может привести к утечке топливной смеси из некоторых цилиндров. Поскольку у каждой из рассмотреных систем есть свои недостатки, и если они вас пугают, обратите внимание на систему прямого впрыска азота. В этих системах применяются отдельные форсунки для каждого цилиндра. Эти системы более совершенны, но и более сложны в установке. Но техническое совершенство влияет на стоимость систем. После того, как вы выбрали для себя тип системы, не забудьте обратить внимание на дополнительное оборудование, как правило, без определенных принадлежностей, эксплуатация системы не приносит должного удовольствия.


 Топливная система

На мой взгляд, одна из проблем при применении впрыска азота - бедная топливная смесь, данная проблема относится и к применению турбин и нагнетателей в двигателе. Как правило, для систем мощностью до 100 л.с. производительность штатного бензонасоса является вполне достаточной. Для более мощных систем необходимо использовать специальный топливный насос или поставить дополнительный. Такая переделка топливной системы позволит застраховать ваш двигатель от разрушения, вследствии падения топливного давления до критического уровня. Чистый топливный фильтр - другой важный момент. Хотя я не слышал о моторе, который взорвался от загрязненного топливного фильтра. Но, незабывайте об этом. Если ваша система настроена минимум на 150 – 200 л.с., я уже не говорю о более мощных, желательны более кардинальные изменения топливной системы, например, замена топливной линии на линию с большим проходным сечением трубок.


 Воспламенение

Следующий важный вопрос - система воспламенения. Двигатели с установленной системой впрыска азота требуют определенных изменений в системе зажигания. Например, использование «холодных» свечей или установка меньшего угла зажигания. Стандартные свечи, используемые на LT1, мало приспособлены для работы с системой впрыска азота. Платиновые свечи LT1 имеют тенденцию сохранять высокую температуру, что может привести к взрыву при использовании азота. Кроме того, зазор свечи должен быть установлен, примерно, 035 для того, чтобы при воспламенении смеси, искра не гасла. Я не собираюсь рекомендовать использовать именно такой зазор, у каждого свои предпочтения, однако, свечи не должны быть платиновыми, и зазор не должен превышать 035. В зависимости от мощности системы впрыска, могут быть необходимы более «холодные» свечи. Сокращение времени воспламенения - другой важный фактор при использовании впрыска азота. Я слышал две причины для этого утверждения (но я не могу подтвердить или отрицать данное утверждение), во-первых – это уменьшает шанс удара (детонации), во-вторых – для более быстрого сгорания топливной смеси, для получения максимальной мощности. Угол опережения зажигания должен быть уменьшен на 1-1,5 градуса для каждых дополнительных 50 л.с. Кроме того, нужно быть очень осторожным в использовании чип-тюнинга. Естественно, можно пойти дальше, и модернизировать блок управления зажиганием, катушку и т.д. Но для большинства систем (исключая очень мощные) данных рекомендаций достаточно.


 Установка

Теперь перейдем к реальной работе. После того как вы преобрели систему, настало время ее установки. Я собираюсь рассказать вам об установкt «мокрой» системы, т.к. именно с такой системой я наиболее знаком в эксплуатации. Однако, большинство рекомендаций подходит и к установке «сухой» системы. Сначала о баллоне. Азотистый баллон состоит из 4 частей: непосредственно баллон, клапан, "сдувающийся" клапан давления и газовая трубка. Я думаю, что устройство и принцип действия баллолна и клапана довольно очевидны, я не буду останавливаться на их устройстве. "Сдувающийся" клапан - устройство безопасности (обычно располагается непосредственно напротив главного фитинга), который предназначен для того, чтобы открыться, если давление в баллоне превышает номинальное (приблизительно 1600-1800 Psi). Газовая трубка – представляет собой слегка изогнутую трубку, которая находится внутри баллона, и обеспечивает подачу азота к клапану. Трубка немного изогнута около основания баллона. Очень важен угол установки баллона в автомобиле. Баллон должен быть установлен таким образом, чтобы трубка была всегда погружена в азот. Изготовители обеспечивают необходимыми кронштейнами и инструкцией по установке баллона. Обычно градус установки составляет 15 градусов. После того, как баллон и кронштейны установлены, следующая задача - монтаж газовой магистрали к двигателю. Хотя самый легкий путь провести газовую магистраль через салон, такой способ не очень безопасен. Если произойдет разрыв линии, азот может причинить серьезные ожоги, надо помнить, что азот при выбросе в атмосферу переходит в газообразное состояние. Я выбрал путь установки магистрали через левый лонжерон рамы. Хорошим устройством, обеспечивающим дополнительную безопасность (хотя это ни в коем случае не обязательно) является дополнительный соленоид азота, параллельный основному. Таким образом при засорении первого соленоида система останется работоспособной еще некоторое время, хотя очень непродолжительное. Для «мокрых» систем впрыска азота требуется вмешательство в штатную топливную систему. К счастью, это легко делается на LT1. Я просто повысил сечение топливной магистрали, заменив трубки на аналогичные, но большего сечения. Далее я установил дополнительный топливный насос между бензобаком и топливным фильтром. Такая переделка топливной системы сделала топливный поток оптимальным для системы впрыска азота мощностью в 150 л.с. Именно на такую дополнительную мощность настроена моя система. Для "мокрых" систем, смесь азота и топлива впрыскивается через специальные пластины, которые устанавливаются между карбюратором и впускным коллектором или при помощи форсунок, которые устанавливаются во впускной коллектор, в зависимости от количества цилиндров. Когда система активизирована, множество маленьких отверстий в каждой форсунке распыляют туман смеси топлива и азота в коллектор. Форсунки Fogger выполняют ту же самую функцию, но делают это через единственное отверстие, которое распыляет "туман" перед дроссельной заслонкой. В системе, которую я установил, применяется пластина. На LT1 она просто устанавливается между впускным коллектором и дросселем. Монтаж, как предполагалось, очень прост – нужно просто снять заслонку, установить пластину, используя специальные прокладки, и собрать узел. Затем нужно установить соленоиды и газовую магистраль. В тех комплектах систем впрыска азота, которые разработаны для определенных моделей двигателей, все необходимые кронштейны присутствуют. В других случаях нужно проявить немного изобретательности и сконструировать пару кронштейнов для соленоидов. Я был вынужден сделать пару скобок, заказать некоторые дополнительные фитинги, и изменить длину нескольких газовых линий, которые шли с комплектом (они были слишком длинны). Самая большая проблема, с которой я столкнулся, заключалась в поиске места под капотом для установки соленоидов, я не хотел устанавливать их на виду Я нашел такое место за впускным коллектором со стороны пассажира. Соленоиды были закреплены на кронштейнах к кузову. Поверьте, требуется время, для самостоятельной правильной установки системы. Установка газовых шлангов под капотом заняла немного времени и сил, в конце я покрасил шланги в черный цвет, таким образом определить наличие установленной системы стало проблематичным, чего я и добивался. При монтаже фитингов и газовых шлангов необходимо принять во внимание несколько вещей: на резьбовых соединениях не используйте ленту для герметизации соединений, лучший выбор – тефлоновый герметик. Используйте небольшое количество герметика. Имеется следующая причина для такого утверждения – частицы ленты могут засорить соленоид. А это неприятно. Во – вторых при монтаже дополнительных металлических газовых и бензиновых трубок будьте осторожны, когда будете их гнуть, а делать это придется обязательно. В конце концов используйте специальный инструмент. Установка соленоидов предельно проста и сводится к стыковке клапанов к газовой магистрали. В базовой системе впрыска азота используются только два соленоида (топливный и газовый), подключенных параллельно выключателю. Лично я рекомендовал бы использовать два выключателя. Первый – основной, активизирующий систему, второй – дополнительный выключатель дроссельной заслонки - датчик, который следит за положением дросселя и позволяет включить сиситему только при полностью открытой заслонке. Соленоиды должны быть защищены предохранителем. Как правило, топливные и азотистые соленоиды потребляют меньше 15 amps, так что подобрать предохранитель труда не составит. Наконец о проверке установленной системы. В принципе, проверка системы сводиться к нормальной работе соленоидов. Именно на эти два клапана следует обратить особое внимание. Перед эксплуатацией системы, вы должны проверить все ли правильно смонтировано и все ли работает как надо, обязательно удостоверьтесь нет ли течей топлива и т.д. Чтобы проверить работу топливного соленоида, закройте клапан баллона, активизируйте систему, и включите датчик дроссельной заслонки (не сам дроссель а дополнительный выключатель). Если соленоид функционирует нормально, то двигатель будет работать с перебоями, и вполне может заглохнуть из-за дополнительного количества топлива. Проверить азотистый соленоид почти также легко.Так как работа газового соленоида намного напряженнее, чем топливного, при включении вы должны услышать шелчок, означающий открытие и закрытие клапана.


 Настройка

После того, как установка выполнена и все работает нормально, требуется настроить систему. Перед попыткой настроить азотистую систему, я настоятельно рекомендую отрегулировать штатную топливную систему. Данная регулировка сводится к настройке правильного образования топливно-воздушной смеси. Один из главных пунктов настройки – оптимальное давление баллона. Ваш баллон должен обеспечивать необходимое давления для павильной работы системы впрыска азота. Большинство систем впрыска рассчитаны на давление в баллоне, примерно 1000 PSI. Если давление соответствует данному параметру, система функционирует с максимальной мощностью, если давление превышает номинальное, это повлияет на топливно-воздушную смесь, она будет слишком бедной, и потеря мощности гарантирована, снижение давления дает обратный эффект – смесь богаче. Хороший метод контроля образования топливно-воздушной смеси – использования газоанализатора. Так же я много слышал от профессионалов о контроле смеси с помощью измерения температуры выхлопных газов ( у бедной смеси выхлоп более горячий), но для меня намного удобнее использовать газоанализатор. Существуют несколько способов настроить образование топливно-воздкшной смеси при использовании «мокрой» системы впрыска азота. Вы можете менять топливные и газовые жиклеры. Если смесь богатая, используйте меньший размер топливного жиклера (или, соответственно, больший размер газового жиклера). В случае бедной топливно-воздушной смеси, устанавливайте жиклер для азота меньшего размера, а жиклер для топлива – большего. Кроме того, если в вашей системе возможна настройка топливного регулятора, вы можете настроить подачу топлива с помощью регулировок. Дополнительные компоненты. Если вы - подобно мне увлеклись использованием азота для получения дополнительной мощности, то обязательно захотите дополнить вашу систему дополнительными компонентами, часто оказывающимися довольно полезными. Далее я расскажу о компонентах, которые добавил к своей системе и о компонентах, котроые приобрету в ближайшее время. Сначала о приборах, повышающих безопасность использования системы. Выключатель системы, который реагирует на количество оборотов. Это приспособление чрезвычайно полезно, принцип работы состоит в следующем: выключатель отключит подачу азота при падении оборотов до заданного минимума. На сколько я слышал, применение данного выключателя полезно еще и тем, что активизировать систему впрыска азота можно, когда обороты двигателя достигают отметки не ниже 2500. Другая хорошая вещь – прибор, снимающий ограничение скорости ( такие фирмы как MSD, Crane, Accell, Jacobs и другие продают их в комплекте систем зажигания.) У LT1 ограничитель максимальной скорости отключает топливоподачу, но при использовании азота, это может привести к недостаточному количеству топлива, которое негативным образом скажется на вашем двигателе, и еще, при таком условии подачи топлива, смесь обеднеет, ограничитель способен отключить искру от определенных цилиндров двигателя, что в свою очередь, приведет к несгоревшей топливно-азотистой смеси, которая воспламенится в глушителе ( это намного лучше, чем прогоревший поршень). Наконец, я также рекомендовал бы использовать датчик давления топлива. Работа такого датчика состоит в контроле давления топлива, и если давление упадет до критического минимума, выключатель отключит систему, это предотвратит поломку двигателя и избавит вас от последующего ремонта. Реакция выключателя – молниеносна. На одну особенность «мокрых» систем следует обратить внимание при монтаже топливного соленоида: дело в том, что когда топливный соленоид открывается, неизбежно небольшое снижение давления, т.к. топливу необходимо заполнить магистраль от соленоида до форсунки, поэтому необходимо максимально сократить длину топливной магистрали ведущей от соленоида до инжектора. Теперь о модернизации системы. Одно из наиболее полезных (по-моему мнению) приобретений, должен стать нагреватель баллона. Мы уже знаем, что наиболее распространенное давление баллона составляет, примерно, 1000 Psi (если давление ниже указанного, происходит образование богатой смеси). Оптимальная температура баллона, необходимая для поддержания необходимого давления - это 85 градусов по Фаренгейту. Электрический нагреватель баллона – небольшой гибкий кожух, который монтируется на баллоне. Как правило, более мощные нагреватели комплектуются регулятором температуры. Материал из которого сделан нагреватель, также способствует сохранению темпа уже нагретого баллона. Другое полезное приспособление (еще раз, по-моему мнению) – клапан чистки баллона. Клапан чистки баллона представляет собой соленоид с маленькой трубочкой, такой клапан монтируется рядом с соленоидом азота и выпускает из системы воздух. Данный клапан активизируется в ручную с помощью специального выключателя. Такая операция предотвращает задержку при активации системы впрыска азота из-за возможности возникновения воздушного пузыря. Один из моих любимых дополнительных компонентов системы - программируемый контроллер. Эта штуковина позволяет получить полный контроль над мощностью вашей системы. В зависимости от заданной программы вы регулируете подачу азота в зависимомти от условий трассы, времени и т.д. И последнее – дистанционный клапан баллона (очень удобное устройство). Такой клапан позволяет открывать или закрывать подачу азота дистанционно. Данное устройство не заменяет стандартный клапан баллона, он работает параллельно. Далее, какие электронные компоненты я добавил в свою систему (под руководством моего друга Eric*а Danstrom*а). Большинство компонентов используются для удобства управления системой, но многие – повышают уровень безопасности впрыска азота. Некоторые из дополнительных компонентов, которые я установил: Датчик дроссельной заслонки (выключатель)


 Средства управления:

• Програмируемый контроллер
• Клапан чистки баллона
• Дистанционный клапан баллона
• Нагреватель баллона
• Топливный насос
• Датчики давления азота и топлива


Я думаю, что общая репутация системы впрыска азота , как опасная, является ложной. По-моему мнению, такую репутацию азотистые системы получили из-за их сравнительной небольшой стоимости ( в сравнении с другими способами прибавки такой же мощности мотору. Мое мнение – если вы аккуратно используйте систему и имеете соответствующие устройства безопасности, системы впрыска азота столь же безопасны, как и другие варианты доработки двигателя (турбины, механические нагнетатели и пр.). Всех неприятностей, о которых я слышал, связанных с применением впрыска азота, можно было избежать, если бы соблюдались необходимые правила предосторожности. Есть неоспоримая выгода при применении азота – возможность активировать систему тогда, когда вам это нужно, в остальное время эксплуатируя автомобиль в привычном режиме, тем самым ограничивая нагрузку на двигатель.




    ТЕОРИЯ ВЫБОРА И РЕГУЛИРОВКИ СИСТЕМЫ ВПРЫСКА ЗАКИСИ АЗОТА



 Как обеспечить дополнительную мощность

   Двигатель работает, сжигая топливо, которое затем расширяется и толкает поршни. Хотите увеличить мощность? Сожгите большее количество топлива, чтобы оно с большей силой толкало бы поршни. Звучит довольно просто. Но на деле это далеко не так просто. Существует много факторов, которые делают увеличение мощности сложной технической проблемой. В данной статье мы рассмотрим только три самых общих фактора.
    Во-первых, все виды топлива требуют кислород для сжигания. Если Вы хотите сжечь больше топлива, то Вам необходимо также обеспечить больше кислорода. Фактически все изделия для улучшения рабочих характеристик двигателя повышают мощность увеличением потока топлива и кислорода. Распределительные валы, более крупные карбюраторы или клапаны, система впускных и выпускных окон клапанов, впускные коллекторы, выпускные коллекторы, нагнетатели, турбонагнетатели и закись азота являются понятными примерами того, как улучшенное наполнение (подача большего количества кислорода для сжигания большего количества топлива) двигателя позволяет получить дополнительную мощность.
    Во-вторых, одним из таких факторов является испарение топлива. Бензин (газолин) как и другие виды топлива, используемые для гонок, не горит в жидком состоянии. Для горения бензина его необходимо перевести в парообразное состояние. Этот процесс называется испарением. В основном здесь происходит то же, что и с водой, если мы поставим стакан воды на открытом воздухе и подождем, когда вода испарится. В двигателе, конечно, испарение происходит очень быстро. Тепло двигателя и распыление топлива являются ключевыми моментами для ускорения процесса испарения настолько, чтобы успевать превращать исходный бензин в пар при 8000 об/мин. В процессе распыления поток исходного топлива превращается в мельчайшие капли, которые затем испаряются быстрее благодаря большей поверхности испарения. Размер капель топлива очень важен. Если разбить одну большую каплю бензина на 10 более мелких капелек, то Вы тем самым увеличите поверхность для более эффективного испарения. В результате большее количество топлива будет доступно для горения и выполнения работы при сгорании. Хорошо рассчитанная система с использованием закиси азота позволяет получить очень мелкие капельки дополнительного топлива, которые подаются в двигатель вместе с закисью азота. Это одна из причин, по которым системы с использованием закиси азота NOS могут обеспечить большую мощность, чем некоторые другие системы.


 ОБЗОР ВЛАЖНОЙ, СУХОЙ И ПОРТОВОЙ СИСТЕМ


   Существуют три основных типа систем с использованием закиси азота: влажная система, сухая система и система с непосредственным впрыскиванием в порт. Самые большие недоразумения вызывает система "сухого" типа.


    Сухая система с использованием закиси азота предполагает, что горючее, требуемое для получения дополнительной мощности с помощью закиси азота, будет вводиться через топливные инжекторы (помните, что мощность получается с помощью топлива, а закись азота просто позволяет Вам сжигать большее количество топлива). При этом верхний входной канал остается сухим, не содержащим топливо. Мы реализуем этот тип систем двумя методами. Первый метод заключается в увеличении давления на инжекторах путем подачи закиси азота от соленоидного узла под давлением тогда, когда система заактивирована. Это приводит к увеличению потока горючего аналогично тому, что происходит с садовым поливочным шлангом при повышении давления в 2 раза. Второй метод добавки требуемого горючего заключается в увеличении времени задержки топливного инжектора. Это достигается путем изменения уставок компьютера, приводящих к тому, что компьютер добавляет необходимое количество топлива. В любом из этих двух случаев добавка дополнительного количества топлива позволяет ввести закись азота для сжигания этого дополнительного топлива и получения дополнительной мощности.


    Второй тип набора для использования закиси азота - "влажный" тип набора. Такие наборы включают в себя карбюраторные пластинчатые системы и производят добавку закиси азота и топлива в одно и то же время и в одном и том же месте (обычно на расстоянии 3-4 дюймов перед корпусом дросселя для применений с впрыском топлива или под карбюратором, как в случае с пластинчатыми системами). В системе такого типа верхний входной канал увлажняется топливом. Такие системы лучше всего использовать с впускными каналами, предназначенными для влажного потока и применений с турбонагнетателями/ нагнетателями. Причина в том, что топливо течет иным образом, отличным от воздуха и закиси азота. Эта разница в характеристиках потока может привести к проблемам с распределением и в некоторых случаях к обратным вспышкам. Впускные каналы, предназначенные для влажного потока (такие как с карбюраторами) приводят к гораздо меньшему разделению азота/воздуха и топлива. Так как современные впускные каналы для систем с вспрыскиванием топлива предназначены только для потока воздуха, то они имеют более резкие изгибы канала и более компактную конструкцию. Поэтому такие впускные каналы обычно не очень хорошо подходят для систем с влажным потоком закиси азота.


    Последний тип - это портовая система. Как и предполагает название системы, она осуществляет подачу закиси азота и топлива непосредственно к каждому всасывающему отверстию (порт) двигателя. Обычно эти системы добавляют закись азота вместе с топливом через форсунку, называемую распылительной форсункой (Fogger nozzle, т.е. туманообразующей форсункой). Распылительная форсунка смешивает и дозирует закись азота и топливо, подаваемые к каждому цилиндру. Этот тип системы является одним из самых мощных и точных. Это связано с размещением форсунки в каждом движке, а также с возможностью использования большего количества более мощных соленоидных клапанов. Портовые системы имеют распределительный блок и соленоидный узел, который направляет закись азота и топливо к форсункам через соединительные трубы. Так как каждый цилиндр имеет отдельные форсунку и жиклер (как для закиси азота, так и для топлива), то можно управлять соотношением закиси азота/топлива для одного цилиндра без изменения этого соотношения для других цилиндров. Эти системы являются в то же время одними из наиболее сложных в отношении установки, т.к. во впускном канале необходимо просверлить отверстие, нарезать в нем резьбу и проделать все необходимые слесарные работы для удаления существующих в канале препятствий. По этой причине, а также из-за высокого выходной мощности этих систем, они чаще всего используются на гоночных автомобилях, построенных с учетом нагрузок, действующих при столь высоких мощностях.


 Основные правила безопасности

Меры предосторожности при обращении с системой впрыскивания закиси азота

ОПАСНО!

° Не пытайтесь запустить двигатель, если закись азота была впрыснута в то время, когда двигатель не работал. Отключите провод катушки и при широко открытой дроссельной заслонке проверните двигатель на несколько оборотов перед тем, как стартовать. Невыполнение этого может привести к взрыву двигателя.

° Не допускайте контакта масла, смазки или каких-либо других легко воспламеняющихся веществ с цилиндрами, клапанами, соленоидами, шлангами и фитингами. Масло и некоторые газы (например, кислород и закись азота) могут в сочетании создать условия воспламенения.

° Никогда не меняйте соленоиды для закиси азота на соленоиды для топлива и наоборот. Несоблюдение этой простой инструкции может привести к взрыву двигателя и/или к травмам.

° Никогда не роняйте бутыль и не подвергайте ее сильным ударам. В противном случае возможен взрыв бутыли.

° Никогда не меняйте уставки по давлению на предохранительном клапане бутыли для закиси азота. Увеличение уставок по давлению на предохранительном клапане может создать взрывоопасные условия.

° Перед использованием выясните содержание газа по маркировке NOS на бутыли. Если бутыль не идентифицируется и нельзя таким образом выяснить содержание газа, возвратите бутыль поставщику.

° Не стирайте маркировки, имеющиеся на бутыли.

° Если система не используется, клапаны бутыли с закисью азота должны быть закрыты.

° Сообщите поставщику о любых случаях возможного попадания в клапан или бутыль инородных предметов.

° Во избежание случайного загрязнения клапаны на всех пустых бутылях должны быть закрыты.

° После хранения откройте на мгновение клапан бутыли с закисью азота для прочистки отверстия от возможной пыли или грязи.

° Важно, чтобы все резьбовые соединения на клапанах и соленоидах должным образом сочетались. Никогда не соединяйте с помощью силы соединительные элементы, которые не подходят друг к другу.


 НЕЛЬЗЯ!

° Включать систему впрыскивания закиси азота при выключенном двигателе. Это может привести к серьезному повреждению двигателя.

° Модифицировать системы NOS (если Вам необходима нестандартная деталь, позвоните в Службу технической поддержки NOS, чтобы получить помощь).

° Чрезмерно затягивать AN- резьбовые соединения.

° Использовать тефлоновую ленту на трубной резьбе. Кусочки тефлоновой ленты могут оторваться и застрять в азотистом или топливном соленоидах или соленоидных фильтрах. Застрявшие в азотистом или топливном соленоиде кусочки ленты могут привести к катастрофическим поломкам двигателя.

° Использовать какие-либо герметики на резьбовых соединениях типа AN.

°случаях повреждение плунжера соленоида для закиси азота. Соленоидные плунжеры сконструированы таким образом, что давление, вызывающее разрушение, препятствует срабатыванию клапана. При такой конструкции никакие утечки не должны происходить.

° Вдыхать закись азота. Возможна смерть от удушья.

° Допускать контакта с кожей закиси азота. Возможно сильное отморожение.

° Использовать октановые присадки, содержащие метанол. Возможен выход из строя топливного соленоида, что приведет к серьезному повреждению двигателя.


 ВОПРОС - ОТВЕТ

Практика показывает, что перепечатанной и искаженной информации о впрыске закиси азота хватает в прессе и Интернете. Те люди, которые уже заинтересовались "нитросом", давно эту информацию почерпнули и понимают, что происходит в камере сгорания и откуда берутся лошадиные силы. В "ликбезе" на нашем сайте Вы найдете общую информацию, ну а здесь мы постарались ответить на вопросы, наиболее часто встречающиеся нам, исходя из опыта работы на Российском рынке.


 1. Что такое закись азота?

Закись азота..... .... представляет собой криогенный газ, состоящий из молекул азота и кислорода .... состоит на 36% (по весу) из кислорода .... хранится как сжатая жидкость В случае автомобильных применений Nitous Plus и горючее впрыскиваются во впускной (всасывающий) коллектор двигателя, что приводит к следующим результатам: ? снижает температуру всасываемого в двигатель воздуха, обеспечивая плотный поступающий заряд смеси. ? увеличивает содержание кислорода в поступающем заряде (воздух содержит лишь 22% кислорода по весу). ? повышает скорость (интенсивность) сгорания в цилиндрах двигателя.


 2. Почему нужно правильно ориентировать баллон в авто?

Потому что надо обеспечить максимальный захват жидкой закиси азота при ускорении. Чтобы понять это, нужно знать как устроен баллон. Внутри него имеется сифонная трубка, которая располагается у дна баллона на противоположной стороне относительно этикетки. Поэтому в комплект входят кронштейны, способствующие правильно расположить баллон под определенным углом.


 3. Для чего нужна грелка баллона?

Неправильно думать, что грелка нужна для предотвращения замерзания редуктора баллона. На самом деле это не так. Все компоненты NOS произведены из высококачественных материалов и исключают какие-либо проблемы с обмерзанием фитингов. Подогрев баллона нужен исключительно для того, чтобы поддерживать правильное давление, порядка 900 Psi(65 Атм), т.к. все комплекты калиброваны под это давление. Закись азота очень чувствительна к температуре окружающей среды.

-10   -5   -0   5    10  15  20  28  36  C
  23  27  32  36   41  47  53  60  75  Атм.

С помощью манометров NOS можно с точностью контролировать давление в баллоне.


 4. Почему нельзя использовать газ из медицинских баллонов?

Потому что они не имеют специальной сифонной трубки и имеют максимальное заводское давление ? 650Psi (45Атм), а также большой вес-20кг. Давление для систем впрыска закиси азота должно быть порядка 900Psi (65Атм). Поэтому фирма NOS производит специальную станцию для закачивания закиси азота до нужного давления в свои специальные баллоны, которые имеют еще один большой плюс, очень малый все при возможности работать с очень большим давлением. А также имеют предохранительный клапан, который предотвращает избыток давления.


 5. Говорят, что медицинская закись азота имеет примеси серы, что очень вредно для двигателя внутреннего сгорания?

Да, существует мнение, что медицинский газ N2O не подходит для применения в автомобилях, т.к. он содержит всевозможные примеси, в том числе серы. На самом деле это большое заблуждение. Ну посудите сами, как можно этот газ использовать в медицинских целях, в том числе для наркоза? Медицинская закись азота - чистейший газ и идеально подходит для форсирования двигателя. В Соединенных Штатах Америки сложнее с законами, поэтому в медицинскую закись азота добавляют примеси диоксида серы, чтобы превратить газ в автомобильный и "предотвратить неправильное употребление вещества"*. Кстати в бензине всегда присутствовали примеси серы. "Хотелось бы увидеть человека, "неправильно" употребившего газ при давлении под 70 атмосфер и супер низкой температуре…"

 6. Почему нельзя просто, без дозирования , подать газ во впускной коллектор?
Потому что произойдет резкое переобеднение смеси, это сразу повлечет за собой детонацию в двигателе. Очень опасно! Тем более уже говорилось о том, что система работает при давлении порядка 900Psi(65Атм), газ дозируется специальными жиклерами и распыляется через специальную форсунку, которая максимально равномерно распределяет газ во внускном коллекторе.

 7. Почему же тогда фирма NOS производит "сухие комплекты" впрыска закиси азота?
См. "ликбез" - "сухая и влажная технологии". В "сухом" случае во время подачи газа во впускной коллектор поднимается давление на рейке инжектора и топливо подается под давлением не менее 50 Psi. Принцип сухой системы - наличие регулятора подачи газа и 2-х соленоидов, где 1-й соленоид подает газ на регулятор подачи N2O, он в свою очередь перепускает часть газа на регулятор давления топлива и когда давление превышает 50Psi(3,4Атм), срабатывает реле регулятор давления топлива фирмы NOS,после чего включается 2-ой соленоид и подает газ на форсунку установленную перед дроссельной заслонкой. Как сохраняется пропорция между дозированием газа и топлива: падает давление в баллоне - понижается давление и на инжекторах, ведь система взаимосвязана через регулятор подачи закиси азота.

 8. Почему на турбированные автомобили применяется только "мокрые" системы? См. "ликбез" - "сухая и влажная технологии".

 9. Как точно дозировать подачу газа и топлива?
В стандартных комплектах присутствуют так называемые жиклеры, которые имеют диаметры от 0,558 мм до 1,701 мм и установка из зависит от того, какая система, какой тип и объем двигателя, а в "мокрых" системах и какое давление и какую производительность имеет топливный насос.

 10. Как система NOS влияет на ресурс двигателя и трансмиссии?
Стандартные комплекты, упор на установку которых мы делаем, подтверждают заявления инженеров NOS о сохранении ресурса. При правильном монтаже и соблюдении всех инструкций по установке и пользованию прибавка мощности 40 л.с. на 8-ми клапанном стандартном моторе ВАЗ показывает, что даже русские комплектующие прекрасно работают с нитросистемой. Более того, наш ВАЗ 21093 оснащенный "сухой" системой, проходит долгосрочный тест на надежность. Тем более каждый желающий может испытать, что такое "подхват на нитросе" с помощью этого автомобиля. Позвонив нам, Вы не услышите, что машина уехала в другой город или сейчас это сделать невозможно. Так же в распоряжении фирмы имеются два импортных автомобиля: Форд с "сухой" системой + 120 л.с. и Шкода октавия 1,8т с "мокрой" системой + 60 л.с. Все они должным образом функционируют. Чтобы понять какую нагрузку несет трансмиссия при использовании комплекта для стандартного автомобиля, нужно представить как Вы без активации системы стартуете с места на грани пробуксовки ведущих колес и весь крутящий момент и мощность передающиеся через трансмиссию пытаются сдвинуть с места 950-1450 кг веса автомобиля. Понятно, что в динамике, а это 2-я и последующие передачи, нагрузка на трансмиссию, полуоси и главную пару при включенной системе будет меньше, чем когда Вы резко трогаетесь с места на "родной" мощности. Главное что рекомендуют специалисты NOS - быть уверенным в своем моторе, т.е. купив подержанный автомобиль, следует обязательно сделать диагностику двигателя: компрессия, вибрации, посторонние шумы и т.д.

 11. Когда включать кнопку и на какой передаче?
Практика показывает, что даже с маломощной системой + 30 л.с., на 1-ой передаче неизбежна пробуксовка ведущих колес, поэтому мы рекомендуем активировать систему со 2-ой передачи и обязательное условие - более 2500 оборотов двигателя в минуту. Так как система имеет два концевика, а это кнопка в салоне и микровыключатель на дроссельной заслонке (не забывайте, что система вступает в работу только при широко открытой заслонке), то вопрос, что нужно сделать первым, включить кнопку, а потом нажать педаль в пол или наоборот - дело вкуса. Лично я пользуюсь сначала кнопкой, так как всегда в своей машине Вы знаете, когда ваша педаль в полу, а когда нет.

 12. В чем зависимость прибавки мощности на стандартных моторах от 50 до 150 л.с.?
Каждый автомобиль индивидуален, и поэтому для машин с одинаковым объемом двигателя может быть разный показатель мощности системы

Например: Хонда цивик 1,6 VTi 160 л.с.(заводская мощность)
Нисан Альмера 1,6 i 90 л.с. (заводская мощность)

Высокотехнологичный спортивный мотор Хонды и его не простые тормоза и подвеска нормально переварят с "нитросом" все 70 л.с., так Нисан - 50 л.с. Это опять же повторимся без ограничения ресурса для стандартных заводских автомобилей. Другой пример, Форд Мустанг GТ4,6л.V8. Автомобиль нормально работает с сухим комплектом мощностью 80 л.с. Так существует ангрейд комплекта, тоже заводской. Он включает другую пружину в регуляторе подачи закиси азота, другой жиклер байпаса и другой жиклер подачи N2O, а также реле регулятор давления топлива и более мощный топливный насос фирмы NOS. В этом случае мы имеем прибавку в 120 л.с. без проблем для ресурса двигателя, но стандартное сцепление уже не подходит. Производитель рекомендует заменить его на специальное усиленное, в чем мы и убедились, проводя эксперимент, используя обычное. Результат не заставил себя долго ждать. Поэтому еще раз подчеркиваем, фирма NOS давно уже придумала "велосипед" и есть определенные правила и инструкции, которые нужно строго соблюдать: для каждого мотора мы делаем ту мощность, которая рекомендуется производителем. Нужно не забывать о прибавке величины крутящего момента до 25%.

 13. Можно ли поставить систему на форсированный мотор ВАЗ, например, шестнадцатиклапанный 1,8 л. - 160 л.с.?
Можно, но для каких целей? Те, кто ездит на таких машинах, знают на сколько хватает трансмиссии, сцепления. Замечу тоже нестандартных. Их ресурс от 3000 до 5000 км. Теперь представьте что будет, если добавить еще 50-70 л.с.не говоря уже о еще большей мощности. Вы покажете хорошие результаты, но вопрос ресурса железа в русской КПП отодвигается на второй план.

Следующий вопрос, ресурс мотора. Вы сделали атмосферный тюнинг своей 16 клапанный вазовской десятки, но мы не сможем поставить гоночный комплект нитрос, не подготовив мотор. Для спортивной форсировки нитросистемой нужно готовить мотор специально. Как это сделать, мы сообщим позднее на примере собственного дрегстера, собираемого из русских комплектующих.

 14. На сколько стартов хватит баллона?
Время работы системы напрямую зависит от количества газа и объема двигателя, а также параметров системы. Но чтобы было понятнее, скажем, что для автомобиля с объемом двигателя 1,5-2 литра система будет работать примерно 150 секунд. Для того, чтобы проехать 400 метров с места, система будет функционировать около 8-10 секунд. Отсюда видно, что можно сделать порядка 15 заездов на 400 метров. На практике же скажу: люди, поставившие систему, пользуются ей в городе для старта со светофора или в динамике (какой русский не любит быстрой езды?). И это не заезд на 400 метров, а гораздо меньше. Поэтому 10 футового баллона хватит надолго. Кому все таки мало, заказывают 15-20 фунтовые баллоны или устанавливают два или три десятифутовых.

 15. Как проконтроливать сколько газа осталось в баллоне и когда его нужно дозаправить?
Самый простой способ (без дополнительного манометра) - Вы почувствуете сами. Автомобиль станет заметно хуже ускоряться. Пора заправиться. Более точный способ контроля - это поставить манометр. Если давление опустилось до 400 Psi*, можете ехать на заправку. Самый точный вариант - это взвесить баллон. 10 фунтовый баллон (4,535 кг - это максимальная заправка, далее сработает перепускной клапан) нужно взвесить. Сигнал к дозаправке - остаточный все 20 % от полной заправки, а это примерно 0,9 кг. Хочется подчеркнуть, что на практике мы не заправляем вес 4,535 кг газа, так как это может привести к избытку давления в жаркую погоду или при подогреве баллона зимой, что повлечет за собой повреждение плукжеров соленоида. * Не забывайте, что давление можно повысить с помощью подогревателя баллона.

 16. Почему нельзя использовать нитросистему с "чипованными" автомобилями?
С помощью чиптюнинга для форсирования атмосферных моторов часто используется принцип опережения зажигания, что небезопасно даже для маломощных систем впрыска закиси азота, не говоря уже о гоночных системах, где используется задержка зажигания от стандартного угла от 2? до 12?. Поэтому чиптюнинг при использовании компонентов NOS должен быть согласован с нитросистемой. В случае маломощных систем установки угла зажигания должны оставаться стандартными.

 17. Опасен ли газ N2O?
Газ без цвета и запаха (запах имеет "найтрос+" для американского рынка, куда добавляется диоксид серы). Не воспламеняется от открытого огня и не взрывоопасен. Опасность его заключается в том, что он находится под большим давлением в баллоне и имеет очень низкую температуру. Даже при кратковременном воздействии на кожу может вызвать обморожение тканей. Для безопасности нужно следить за вентилем баллона и по мере надобности плавно его открывать. Также не направлять сопла шлангов при продувке системы в сторону людей.

 18. Какие меры безопасности нужно применять при работе с системой?
Обязательное условие, периодически производить профилактику собранной системы, а это значит делать частичную разборку и очистку фильтра закиси азота и разборку-проверку соленоидов системы.


Вверх
К списку разделов
Используются технологии uCoz