Пожалуй, впервые я ожидал встречи с автомобилем с таким нетерпением. Поворот ключа – и наша «восьмерка», проснувшись от зимней спячки и стряхивая с себя остатки снега, неторопливо поехала. И не куда-нибудь, а прямиком на замену трансмиссии.
Нет-нет, не волнуйтесь – штатные агрегаты в полном порядке. Да и в целом автомобиль заслуживает доброго слова. Разве что однажды, еще осенью у меня лопнул трос сцепления. Как водится, прямо в пробке, в центре Москвы. Впрочем, купленная в ближайшем магазине запчасть (и ключ «на 17») позволили продолжить уверенное движение. А полную замену трансмиссии мы затеяли в рамках проекта «Наш тюнинг», то есть согласно вашим пожеланиям.
Для начала – о результатах голосования. Мы уже успели привыкнуть, что наши читатели отдают предпочтение самым сложным и экстремальным вариантам доработок. Так получилось и на этот раз: в лидеры ваших предпочтений вышел «спортивный» шестиступенчатый ряд передач вкупе с «укороченной» главной парой и самоблокирующимся дифференциалом. Мы намеренно не раскрывали карты раньше времени – все нюансы стали ясны лишь после долгих подсчетов, прикидок и появления первых результатов голосования по поводу нашего будущего двигателя. Когда чаша весов и здесь склонилась в пользу наиболее форсированной из всех предложенных версий, то сомнений уже не осталось: конечно же, наша коробка будет иметь так называемый «шестой» ряд.
Что это за трансмиссия? Если не считать кулачковых коробок, предназначенных сугубо для гоночных автомобилей, то ее можно назвать наиболее спортивной из всех встречающихся на вазовских автомобилях. Первая передача будет существенно «длиннее» штатной (передаточное отношение 2,92 против 3,64). Вторая и третья – тоже «длиннее», но в меньшей степени. Четвертая и пятая – наоборот, «короче». А шестая – это стандартная пятая. Таким образом, все ступени будут ближе друг к другу, но главное – исчезнет огромная «дыра» между первыми двумя передачами, которая является главной помехой при городской езде.
Еще одним фактором, ограничивающим скорость движения по московским дорогам, оказались, как это ни странно, характеристики суперспортивной подвески. Пока под колесами ровный асфальт – все великолепно – автомобиль отлично держится на дуге, с охотой реагирует на поворот рулевого колеса. Но на более или менее крупные колдобины тут же вызывают жесткие удары по кузову. Бог с ним, комфортом. Жалко великолепные амортизаторы – вдруг поршень достанет до донного клапана. Ведь хода сжатия в запасе совсем немного. Видимо, стоило предпочесть пружины H&R Comfort, уменьшающие клиренс не на 40, а на 20 мм. Говорят, их характеристики в точности соответствуют пружинам Eibach, под которые фирма Koni и разрабатывала нашу модель амортизаторов. А еще низкая подвеска чуть было не послужила причиной серьезной аварии. Но обо всем по порядку.
Работы по подготовке нашей новой трансмиссии мы решили доверить специалистам фирмы «Авто'99» — там обещали высокое качество работ и (что важно) короткие сроки. Итак, автомобиль заезжает в бокс и уже через пару часов висит на подъемнике со снятой трансмиссией. Что дальше? Сборка и установка нового агрегата? Нет – сначала тщательная диагностика. Все три опоры двигателя – в утиль (переднюю обещали заменить на более жесткую тюнинговую). «Подходит» и рулевая рейка, но пока ее замену решили отложить.
Обидно. Особенно с учетом того, что на «восьмерке» я езжу совсем немного. Тут в боксе воцаряется гробовое молчание. Мастера, как по команде, смотрят то на меня, то в район правого переднего лонжерона. Что случилось? Говорю же, этот автомобиль я эксплуатирую очень аккуратно и понемногу.
Это хорошо. Это очень даже замечательно. Иначе бы ты сюда не доехал. А может быть, и не дошел, — изумленные мастера показывают треснувшую тормозную трубку с явными потеками жидкости и следы трения на валу привода колеса. Выходит, что благодаря коротким стойкам трубка и привод то и дело соприкасались друг с другом, и единственное более или менее энергичное торможение могло поставить точку в нашей с «восьмеркой» биографии. Но вернемся к коробке. Специалисты тщательно осмотрели разобранный агрегат, констатировали его хорошее, вполне работоспособное состояние и… отправили на помойку большую часть деталей. Муфты включения, вилки, штоки, подшипники – все будет новое. Это правильно – обидно будет вскрывать уникальный агрегат ради замены копеечного кольца синхронизатора. Естественно, что коробка получит и новые шестерни, дифференциал, блок пятой шестой передач и корпус, где он размещается.
В итоге работы с нашим автомобилем (с учетом замены злосчастной стальной трубки, которую на сей раз проложили как следует) продолжались ни много, ни мало трое суток. Напоследок мастера хорошенько обкатали коробку на подъемнике, предупредили о временных затруднениях с переключением передач и отпустили меня с миром. Чуть не забыл: все перечисленные комплектующие и работы (включая ремонт тормозов и четыре литра дорогущей «трансмиссионки» Castrol T-AF X) «тянут» на $1564. Что и говорить, недешевое это дело – сборка уникальной трансмиссии. Ребята утверждают, что специально для работ с моим автомобилем одного только специнструмента было закуплено аж на 8 тысяч рублей!
Теперь – о субъективных впечатлениях. Сразу после запуска стало ясно, что автомобиль станет чуть шумнее. Это понятно – его опоры стали более жесткими. Удивительно, но, несмотря на «длинную» первую передачу, трогаться с места стало гораздо проще и приятнее. Во-первых, этому отчасти помогает более «короткая» главная пара (с передаточным числом 4,1 вместо 3,9). А во-вторых, сам процесс трогания происходит теперь совсем по-другому. Обороты двигателя легко контролировать на слух. Их падение ниже критического уровня отзывается лишь легким «предупредительным» зудом на руле, а не «тряской промерзшей собаки», как раньше.
Резко улучшилась четкость избирательных движений рычагом. Хочется лишний раз взглянуть на панель приборов: неужели это моя «восьмерка»?! На ум невольно приходят другие аналогии: Volkswagen Passat а то и Ford Focus!
Но это, конечно, не самое главное. Впервые перебрав все передачи от первой до шестой, я понял, за что владельцы «бюджетных» ВАЗов платят такие деньги. Какие здесь роскошные передаточные числа! При переключении «вверх» стрелка тахометра совершает неощутимое движение на половину деления шкалы, и стандартный моторчик, будто прибавивший как минимум пару десятков сил, разгоняет автомобиль с удвоенной энергией. Мне хотелось еще и еще раз услышать его заводной голос, не искаженный грохотом болтающегося на опорах агрегата.
Одним словом, домой мы с «восьмеркой» вернулись далеко заполночь. Пожалуй, впервые в жизни мне так хотелось ездить на «вазике». А утром меня разбудил звонок: «Владимир, это Николай из фирмы «Авто'99». Мы волнуемся. Как поживает автомобиль? Как доехали?».
Как автомобиль? На сей раз я не сдерживал эмоции. Думаю, вы меня понимаете.
Текст: Владимир Еремкин
(c) Тюнинг Автомобилей